Дискуссия «Современный театр для детей от 7 до 12: КУДА ИДТИ?»

25 апреля 2022 года Дом Актера пригласил поговорить о проблемах детского репертуара всех, кто в нем сведущ и прямо заинтересован: создателей спектаклей, театральных менеджеров, педагогов, психологов, родителей, экспертов по детской книге, драматургов.
Что ставить сегодня, какой материал выбирать, на что ориентироваться? Бесконечно повторяющиеся «Чиполлино», «Буратино» и «Волшебник Изумрудного города» (которого дети уже не читают) превратились в безысходный круг. Это особенно заметно на фоне прорыва в подростковом театре 12+, куда активно и успешно пришла современная литература.
Но все- таки тревожные, горькие темы современных пьес для подростков не всегда принимают дети помладше – и особенно те, кто приводит юных зрителей на спектакли, то есть родители и учителя.
А может быть, для детей от 7 до 12 есть что- то еще?
Партнером мероприятия выступила Новосибирская областная научная библиотека.
По просьбе всех, кто хотел, но не смог присутствовать, публикуем очень краткий конспект дискуссии (приносим извинения участникам, чьи голоса в нашем изложении слились в один — главной задачей было передать суть).

ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ: Чтобы стать ценным и заслуживающим доверия собеседником для младшего подростка, спектакль на 50% должен быть пропитан его лексикой, образами, средой, тик- током, хаги- ваги и прочими хоррор- играми, юмором, актуальным у реальных детей этого возраста. Нравится это взрослым или не нравится, бесит или нет. Лишь под все это успешно «зашиваются» другие 50% — те непреходящие ценности и единый «культурный код», которые взрослые и хотят донести через спектакль: конфликты классических произведений, ценности гуманизма, дружбы, преданности, милосердия, умения взять на себя ответственность и т. д, и т. п. Иначе дети не узнают себя, не поверят вам и не «впустят» к себе.

ЭКСПЕРТ ПО ДЕТСКИМ КНИГАМ: Статистика говорит, что наиболее популярные книги у 7- 8-летних детей и младших подростков сегодня – это: 1) фэнтези (куда примыкает и старый добрый Кир Булычев), 2) детективы и детские хорроры, 3) семейные истории. Очень популярны «книжные сериалы» во всех этих жанрах. Почему бы не подхватить эту тенденцию – и не создать сериал из нескольких спектаклей в театре?

ШКОЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ- БИБЛИОТЕКАРЬ: Изменился темп взросления детей в части восприятия сюжетов кино и книг – а значит, и спектаклей. Читающие дети стали гораздо раньше брать книги, которые мы еще 7- 10 лет назад четко относили к категории «подростки и взрослые», т. е. то, что раньше читали 13- 14- летние, сегодня берет начальная школа.

РОДИТЕЛЬ: Но это взросление относится к ЧИТАЮЩИМ детям. Когда в театр кукол на спектакль с пронзительными темами 8+ массово приходит случайный зритель – и это малыши, то плохо всем: малыши не понимают и очень мешают смотреть тем, кто постарше. Поэтому точная возрастная маркировка крайне важна! Вообще, родителям нужно значительно больше помощи от театров, чтобы правильно выбрать спектакль! Мало информации, мало точных рекомендаций, в том числе возрастных – есть только самые общие, ведешь ребенка фактически наугад. А каждые два года ребенок взрослеет, выходит на новый этап понимания мира – и ему нужно другое.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК: Важна маркировка для несказочных спектаклей! Есть инерция родителей и самих театров – все детские спектакли называть «сказками». Но для детей 7- 12 лет актуальность сказки резко падает – им хочется подчеркнуть свою взрослость, хочется более «взрослых» сюжетов.

РОДИТЕЛЬ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР: Театры сами бояться сказать, что в спектакле трогательная грустная история, потому что есть внутренняя уверенность, что зрители хотят только театра- праздника. Или не говорят, что покажут историю о трудной судьбе собаки, преодолевшей много невзгод на пути к хозяину, которого пришлось еще и воспитать, а говорят, что это «сказка о современной Золушке, но все герои собаки». Это сразу отсекает от спектакля мальчиков 8- 9 лет, которым сказка и «мимими» уже не нужны, а нужен как раз трудный путь героя- мальчика с преодолением!

РЕЖИССЕР: В данный конкретный момент театр вообще в активном поиске сюжетов для детей 7- 10 лет, где герой – мальчик. Текстов немало, но все героини — девочки.

ДРАМАТУРГ: Драматургия сегодня так сильно мучается с проблемой, как определить героя- ровесника – центрального персонажа в спектакле для младших подростков, потому что однородной детская аудитория была очень давно, когда все смотрели одни фильмы, читали одни книги. Сейчас дети проходят разные произведения по школьной программе, читают или не читают дома совершенно разное, смотрят разные стримсервисы и играют в разные игры. То есть это разные какие- то группы. Кто он, сегодняшний герой- подросток? Он очень раздроблен! Получается, нужно очень дробное сегментирование? Еще один вопрос – он должен быть идеализированным, таким, каким мы хотим его видеть, или таким, каков он на самом деле? И готовы ли мы увидеть в театре настоящего современного ребенка без прикрас?

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК: Конечно, мы рисуем идеализированный тинэйджерский образ в спектаклях. Речь не идёт о честности. Не думаю, что она была и раньше. Не поверю, что одни Тимуры и его команды ходили в театры и узнавали там себя. Это тоже была дорога к идеалам.

ИСТОРИК ТЕАТРА: На новом этапе развития детского театра может оказаться полезным оглянуться назад, к истокам советского ТЮЗА 1930- х гг. Театрами велась системная исследовательская работа совместно с педагогами, родителями и самими детьми, велись поиски героя в разговорах с детьми. Над инсценировками классики работали драматурги в тандеме с режиссерами – это доказало свою эффективность, материал сразу апробировался на публике и корректировался. Велась фиксация реакции зрителей в зале, анализ – почему дети тут смеются, а тут нет, почему мальчики отреагировали, а девочки нет и т. д. Мне кажется, что помимо блестящих инсценировок, сохранившихся с тех времен, сама методология и настройки работы могут вновь пригодиться практикам.

РЕЖИССЕР: К сожалению, режиссеров, максимально честно вкладывающихся в детский театр, глубоко им интересующихся, наберется человек 8 на всю Сибирь. Нужно признать, что часто спектакли для детей все еще ставятся как коммерческий сегмент репертуара или «по остаточному принципу». Зачастую работает механизм: приглашаем имя, а уж он сам выберет название. И театр этому выбору из соображений деликатности не противоречит.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК: Именно так. Нужно ли конкретному городу, конкретному репертуару театра это название – вопрос десятый, заранее простроенной стратегии в отношении спектаклей для детей нет. Это печально. Но уж в тюзе и театре кукол такая стратегия обязана выстраиваться и воплощаться. И хорошо, что такое развитие идет.

ПОСЛЕ ДИСКУССИИ — РОДИТЕЛЬ: Подросткам нужны истории про ровесников, которые переживают те же проблемы и находят ответы на них. Поэтому так актуальны книги Владислава Крапивина, Юлии Кузнецовой. Думаю, было бы неплохо театрам найти возможность взаимодействовать с родителями. Сегодняшняя встреча как раз показала, как это важно: представители театров больше всего интересовались литературой, психологией, но никто не заинтересовался, что думают родители. Если кто- то и пытался поднять этот вопрос — начинались оправдания, и никто не стал искать выход. Родителям трудно — да, они не смотрят, на какой спектакль покупают билеты. А что можно сделать, чтобы донести информацию — повисло в воздухе. Проблема на самом деле не в том, что нет хороших спектаклей — проблема в большом выборе и умении в нём найти то, что подходит. Не все читают произведение, по которому ставится спектакль, не все могут сориентироваться в репертуаре — и тут очень нужна помощь!

ПОСЛЕ ДИСКУССИИ — ТЕАТРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР: По ходу разговора возникла идея кросс- маркетинга для театров – предложить ввести сквозную маркировку, некий слоган, обозначающий несказочные спектакли для младших подростков во всех театрах. Может быть, это даст ориентир родителям и поможет привлечь в театры, которые только осваивают новый сегмент «на свой страх и риск», зрителей из других театров. Разговор показал, что нужна более серьезная и честная работа с аннотациями спектаклей, их языком. С более дробной возрастной маркировкой. Может быть, практикующие детские психологи могли бы отсмотреть репертуар и более четко по возрастам расставить спектакли, учитывая не только поднимаемые темы, но и особенности художественного языка, и темп спектакля.

СПИСОК АКТУАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для детей 7- 11 лет, составленный по итогам разговора:

Все книги Холли Веб
2. Серия фэнтези Марианн Керли «Хранители времени»

3. Серия книг Д. Роулинг о Гарри Поттере

4. Серия книг Натальи Щерба «Чесодеи»

5. Серия книг Эрика Хантера «Коты –воители»

6. Луис Пратс: «Хатико. Пес, который ждал»

7. Фэнтези от Дмитрия Емца, например «Бунт пупсиков»

8. Кейт ДиКамилло: «Пророчество о Беатрисе», «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

9. Кир Булычев: « Приключение Алисы», «Девочка с Земли»

10. Юлия Кузнецова: «Дом П». и другие книги

11. Дэвид Алмонд: «Мальчик, который плавал с пираньями»

12. Антонина Малышева: «Кот забвения»

13. Роальд Даль: «Матильда»

14. Аннет Схап: «Лампешка»

15. Патриция Рэде: «Сделка с драконом»

16. Михаил Нагайлик: «Маленькая косатка»

17. Юлия Даниленко: «Русалочье сердце»

18. Ирмгард Койн: «Девочка, с которой детям не разрешали водиться»

19. Ксения Горбунова: «Кто ты, няня Ву?»

20. Бен Миллер: «День, когда я упала в сказку»

21. Анна Старобинец: «Зверский детектив»

22. Ольга Громова: «Сахарный ребенок. История девочки их прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской»

23. Наринэ Абгарян: «Счастье Муры» 7+, весь цикл «Манюня»

24. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Бежим отсюда!», «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза», «Типа смотри короче», «52- е февраля», «Я хочу в школу»

25. Ирина Краева: «Баба яга пишет»

26. Ая Эн: «Азот и Селедочкина»

27. Нина Дашевская: «Вилли», «Я не тормоз», «День числа Пи»

28. Дарья Варденбург: «Правило 69 для толстой чайки»

29. Ульф Старк: «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?», «Пусть танцуют белые медведи»

30. Дина Сабитова: «Цирк в шкатулке», «Три твоих имени»

31. Холли Слоун: «Я считаю по семь»

Фоторепортаж Ольги Илюшниковой


Нет комментариев

Оставить комментарий




*

code