30 лет во главе секции критики

9 апреля секция критики Новосибирского отделения СТД РФ соберется впервые в этом году, чтобы обсудить спектакль «Тайм-аут» театра «Красный факел». Встреча пройдет не в зуме – «живьем»! Вопреки возрасту и «группе риска» руководителя. Так уж захотела она сама – и это решение непререкаемо, как и авторитет Валерии Николаевны Лендовой, заслуженного работника культуры РФ, которая возглавляет секцию ровно 30 лет!

Мы от всей души поздравляем Валерию Николаевну с этим юбилеем!
И — слово новосибирским критикам.

НИНА ПАШКОВА, член секции критики, журналист:

За свои тридцать с лишним лет в журналистике я писала, кажется, обо всем. О венчурных инвестициях, о ядерной физике, об аграрном бизнесе. Однажды даже выпустила целый журнал про нанотехнологии. Признаюсь, порой было непросто, особенно с физикой и нанотехнологиями. И тем не менее могу со всей ответственностью заявить, что самая сложная тема – это искусство, а самый сложный жанр – театральная рецензия.
Когда после университета двадцати двух неполных лет я пришла работать в отдел культуры «Молодежки» (в отдел, где был всего один журналист и это была я), о театре я знала не больше любого другого вчерашнего студента журфака. А о новосибирском театре и того меньше. И просветить меня в редакции оказалось некому. А писать было надо, и желательно так, чтобы потом надо мной не смеялись, не улюлюкали вслед и не показывали пальцем. И тут мне очень повезло – Валерия Николаевна Лендова привела меня в секцию театральных критиков.
В то время на секции заседали такие мэтры и корифеи, как Юрий Васильевич и Лариса Прокопьевна Шатины, Надежда Глебовна Велижанина, Марина Ильинична Рубина, Элеонора Илларионовна Худошина… (По-журналистски не люблю такие поминальники, но тут уж ничего не поделаешь: за каждым именем стоит история.) Ну а главным организующим и направляющим началом была Лендова, которая и собирала вокруг себя этот синклит мудрецов.
Можно представить, как я чувствовала себя в этой компании. Маленькая кочка среди гор-великанов. Не знаю, что я там лепетала, когда до меня доходила очередь выступать. Наверняка какую-нибудь наивную чушь. Но я приходила туда не говорить, а слушать. Чтобы сверить свое понимание спектакля с тем, что скажут умные взрослые люди, — и не попасть впросак, когда придется это свое понимание облекать в слова и выносить на суд читателей. Да, увы, мне в мои юные годы было далеко до нынешней дерзкой и самоуверенной молодежи, которая сама лучше всех всё знает и плевать хотела на авторитеты. Я перед авторитетами трепетала.
Как бы то ни было, это оказалась прекрасная школа. Любить, а главное – хотя бы немножко понимать театр (ибо что значит любовь без понимания) я научилась именно там. Помню, какое потрясение я испытала, обнаружив, насколько по-разному можно воспринимать один и тот же спектакль. Как! (думалось юной и наивной мне) – неужели нет единственного правильного мнения, единственной неоспоримой оценки? Доходило (о ужас!) до того, что один мэтр и корифей признавал спектакль удачным, а другой – провальным. Это было поразительно. Как сказали бы теперь – разрыв шаблона и ломка стереотипов.
Потихоньку, помаленьку я сама смелела и, может быть, даже умнела. Сама училась видеть и понимать. Хотелось бы верить, что я оказалась не самой бездарной ученицей. Но и сегодня, спустя более тридцати лет, сидя на секции, я порой удивляюсь тому, какие тонкие вещи замечает Галина Константиновна. Какие острые, смелые, парадоксальные суждения высказывает Валерия Николаевна. Как подробно и точно анализирует Рита Семеновна. Мне до них далеко.
И я продолжаю учиться. Учиться у них любить и понимать театр. Ведь это процесс бесконечный.

СТЕПАН ЗВЕЗДИН, театровед, театральный критик (впервые опубликовано в 2009 : Спецвыпуск «милой корпоративной театральной газеты «Моська». Публикуется с разрешения автора):

Валерия Лендова на бледной новосибирской театральной карте отмечена жирной красной точкой. Своей противоречивостью она притягивает одних, других – отталкивает. Первые ее уважают, вторые – боятся. Она – критик. Ее взрывной характер, подозрительный взгляд и оригинальная аргументация вводят в ступор любого неподготовленного собеседника. Налет скандальности, никогда не переходящей «базарную ступеньку», должен быть присущ истинному театральному критику всегда – это мнение Валерия Лендова подтверждает своим присутствием на любом театральном событии. /…/
Когда-то именитый режиссер Изяслав Борисов, раз за разом сталкивающийся с «критическим оружием» Лендовой на практике, дал ей такую «характеристику»: «…Лера…Нередко ее отрицание моих сценических проявлений кровушку мою режиссерскую обогащало адреналином… За годы нашего непростого общения я понял – она катализатор моего театрального бытия… В споре — неукротима. Неудержима. Переспорить – нереально. Переубедить – случается… Когда спор утихает… И тогда – кислород взаимопонимания. Она из тех творческих особей, о которых говорят, что с ними трудно, но без них – уныло и беззубо. Без Лендовой театральный мир Новосибирска – как Лондон без тумана, Кострома без костромского сыра, и Нью-Йорк без статуи Свободы»…

СВЕТЛАНА ФРОЛОВА, член секции критики, обозреватель газеты «Советская Сибирь»:

С Валерией Николаевной мы знакомы уже более двадцати лет. В Новосибирске много раз пытались создать какое-то подобие театрального издания – газеты, или журнала, в котором бы писали о спектаклях и артистах города. Помню, когда-то давно (в начале двухтысячных) выходила газета «Авансцена» — в ней я, благодаря предложению Валерии Лендовой, впервые попробовала себя в качестве «культурного» журналиста – написала несколько мини (скорее, даже микро) — портретов тогдашних студентов Сергея Афанасьева – Ульяны Похлебаевой, Алексея Верткова и Павла Южакова. Прошло много лет, и двое из них уже давно работают в Москве, а один – стал режиссером.
У Валерии Николаевны всегда был наметанный глаз на успех – она и сейчас почти не ошибается, когда заявляет на очередном заседании Секции критиков от СТД, что, например, – этот молодой актер будет обязательно награжден, или спектакль получит долгую жизнь. Ее просто интересно слушать — чувствуется не только пристальное внимание к предмету, о котором она рассказывает, но и к личностям, застрявшим в исторической паутине. И иногда создается устойчивое ощущение, что знакома Валерия Николаевна чуть ли не со всеми обитателями Театральной энциклопедии, причем лично.
А еще с Валерией Николаевной интересно спорить. Словом, заседания Секции – это всегда интеллектуальное упражнение, такая небольшая битва мнений и аргументов, тренировка выдержки и самообладания. Ведь критики – люди не только начитанные и насмотренные, но еще и крайне впечатлительные, и нервные. Но без этих наших особенностей, увы, хорошего текста не создать.

ЕВГЕНИЯ БУТОРИНА, член секции критики, журналист:

Валерия Николаевна Лендова – человек в моей жизни очень важный. Сорок лет назад она подсказала мне дорогу в профессию. Направила и подтолкнула – впрочем, такое о себе могут сказать очень многие в нашем городе. И пусть с театральной критикой тогда не сложилось, но заседания секции, на которых довелось поприсутстовать мне, десятикласснице, и ума прибавили, и задуматься о многом заставили.
Потом журналистские дороги где только не водили, о чем только писать не доводилось. Но та юношеская чистая и незамутненная любовь к театру и воспоминания о Доме актера, где собираются близкие по духу люди и можно обсудить спектакли, жило в памяти.
И вот, вдоволь нагулявшись по «широкой дороге, которая называется жизнью», я смогла вернуться к театру. И в Дом актера. Где по-прежнему собирается секция критики. Меняются времена, меняются люди. Но по-прежнему заседания секции – это место интересных разговоров, жарких споров и неординарных мнений. И руководит этим по-прежнему Валерия Николаевна. Учит, наставляет, подает пример, подсказывает, спорит, ругает, хвалит, любит… И снова мир расцветает новыми красками, в спектаклях обнажается непознанное, а непройденные дороги закручиваются в совершено новую тропу.

ГАЛИНА ЖУРАВЛЕВА, театровед, заслуженный работник культуры России:
Эти строки – скромная дань признательности за многое, что было пройдено вместе со времен Новосибирского ТЮЗа до эпохи ковид-19.
В начале 1980-х по инициативе В. Н. Лендовой и ее старшей коллеги М. И. Рубиной на новом витке истории начинала работу секция критики Новосибирского отделения СТД. С 1990-го года В. Н. Лендова – ее председатель. Здесь собирались как опытные авторы, так и совсем молодые. Не забыть тех замечательных встреч, когда в комнату №10 Дома Актера приходили: маститый историк театров Сибири, канд. искусствоведения Л. Баландин; сотрудники НХМ: ст. науч. сотр. Н. Велижанина и тогда совсем молодые, ныне высоко авторитетные А. Клушин и О. Черепенина; канд. филол. наук Э. Худошина и Л. Шатина, докт. филол. наук Ю. Шатин. Заметим, это все очень яркие, интереснейшие люди Новосибирска, личностная и профессиональная культура которых создавала замечательную творческую атмосферу вечеров, задавала интеллектуальный уровень споров. Верность театральным встречам в Доме актера на многие годы сохранила талантливая журналистка и критик Р. Раскина.
Среди второго поколения – Т. Афанасьева, Е. Велижанина, М. Воробьев, Г. Журавлева, Н. Ревякина, журналистка Н. Пашкова. Позднее присоединяются «просвещенные театралы» А. Потапенко, А. Сунгуров, И. Командышко. И, сравнительно недавно: журналисты Е. Буторина, Н. Дмитриева, С. Фролова.
Но в центре всех театральных вечеров остается В. Н. Лендова. Здесь говорят: «мы ходим послушать, что думает Валерия Николаевна о спектакле». Интерес оправдан: у председателя секции бесценный зрительский и профессиональный опыт. Она видела спектакли Эфроса, Товстоногова, Ефремова, постановки Любимова и многое-многое другое, словом, почти всю послевоенную классику театра ХХ века! И сегодня, в непростое для театра время, ее оценки говорят многое.
Ежемесячные обсуждения премьер, участие в конкурсе «Парадиз» традиционно входят в круг интересов секции. В ее авторском портфеле: рукописный театральный журнал «Диалог», газеты «Новосибирская сцена» и «Авансцена». Вдохновителем этих изданий была Валерия Николаевна. А в годы «перестройки» ее вклад в организацию этих выпусков, вообще, трудно переоценить.
Два десятилетия В. Н. Лендова с блеском читала лекции по истории русского театра в стенах НГТИ. Это еще одна плодотворная страница ее жизни. На ее лекциях по истории русского театра, где мне посчастливилось бывать и учиться, – всегда рядом глубина профессиональных знаний, история, современность и горячая заинтересованность днем сегодняшним.


Нет комментариев

Оставить комментарий




*

code